Приветствую Вас Гость
Вторник
17.06.2025
22:32

Краснодарский край

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ТОР
defaultNickДата: Суббота, 02.02.2013, 11:00 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

1. Максимизация экономической прибыли

2. Цели акционеров

3. Цели индивидуального собственника

4. Цели управляющих

5. Цели работников

6. Бихевиористская концепция

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Функция фирмы в обществе заключается в производстве товаров и услуг. Именно производящей функцией обусловлена целесообразность фирмы с точки зрения экономической системы. Поэтому для экономики в целом важно, чтобы фирма в той или иной форме всегда присутствовала в системе. Это задает глобальную цель фирмы как экономического субъекта, действующего в рамках совокупной системы экономики, которая состоит в том, чтобы продолжать существовать, вне зависимости от окружающих условий. Таким образом, целью фирмы в экономической системе является сам процесс функционирования, или существования. Однако эта глобальная цель может принимать разные формы в зависимости от того, кто именно принимает решение, какой экономический агент представляет собой функцию фирмы в каждом конкретном случае. Мы будем рассматривать последовательно разные модели поведения фирмы с учетом того, что в данной модели преобладающим является влияние того или иного субъекта. Следует отметить, однако, что поскольку на реальной фирме обычно действуют несколько экономических агентов одновременно, для нее характерно переплетение и взаимодействие различных целей, что в итоге дает разное поведение конкретной фирмы, которое выходит за рамки простых теоретических моделей.
Сделаем предварительное замечание: прибыль всегда является фактором поведения фирмы, хотя не всегда представляет собой доминирующую цель (это следует из определения фирмы). Под прибылью понимается экономическая прибыль - разница между совокупной выручкой и совокупными издержками, причем в совокупные издержки включаются альтернативные издержки использования ресурсов. Таким образом, все факторы производства - труд, капитал, земля, предпринимательские способности - получают свое адекватное вознаграждение, а прибыль - это то, что остается после всех факторных выплат. Если фирма в явном виде преследует цель максимизации прибыли, то параметры ее поведения обозначим за единицу: Р1 и q1, где Р1 - цена, назначаемая фирмой; q1 - количество выпускаемого товара. Соответственно, если доминирующей является какая-либо другая цель, параметры поведения фирмы будут иметь индекс два: Р2 и q 2.
Фирма представляет собой взаимопереплетение отношений и интересов разного рода экономических агентов: акционеров, индивидуальных собственников, управляющих, работников, кредиторов, дебиторов. Общая цель каждого экономического агента заключается в максимизации собственного благосостояния. Однако каждый из них понимает ее по-своему, в соответствии со своим местом и со своей функцией в экономической системе. Каждый из данных экономических субъектов выбирает фирму в качестве способа достижения этой специфической цели. В результате фирма начинает проводить иную политику на рынке (в отношении цены и объема сбыта), чем если бы для нее была характерна единственная цель - максимизация прибыли. Рассмотрим, как ведет себя фирма, если доминирует цель того или иного экономического агента.

Максимизация экономической прибыли

В рамках классической микроэкономической теории целью фирмы считается максимизация экономической прибыли - разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками, включая альтернативную ценность собственных ресурсов фирмы (так называемую нормальную прибыль). Однако в действительности фирмы могут ставить перед собой разные цели, в зависимости от интересов экономических агентов, контролирующих фукнционирование фирмы. Объектом нашего анализа будет служить именно зависимость цели фирмы от влияния на принятие решений собственников, менеджеров, держателей облигаций и т. д.

Уговоримся, что если фирма в явном виде преследует цель максимизации прибыли, то параметры ее поведения обозначим Р1 и q1, где P1 -цена, назначаемая фирмой; q1 - количество выпускаемого товара. Соответственно, если доминирующей целью является какая-либо другая цель, параметры поведения фирмы будут Р2 и q2.

Общая цель каждого экономического агента заключается в максимизация полезности. Полезность может зависеть от разных факторов. Каждый экономический субъект стремится подчинить деятельность фирмы своей специфической цели. В результате фирма начинает проводить иную политику на рынке (в отношении цены и объема сбыта), чем если бы для нее была характерна единственная цель - максимизация прибыли.

Цели акционеров
Основными целями акционеров можно считать:
• Максимизация дивидендов
Небольшие акционеры могут покупать акции компании только для получения дохода по ним. Следовательно, если таких акционеров на фирме достаточно много, для того, чтобы они составили доминирующее большинство, распределение прибыли будет идти преимущественно в сторону роста части, выплачиваемой в качестве дивидендов. В краткосрочном периоде это может происходить за счет перераспределения уже существующей прибыли и не отражаться ни на количестве выпускаемого товара, ни на его цене. Ситуация изменяется в долгосрочном периоде.
• Оптимизация эффекта дохода и эффекта цены
Если акционеры фирмы являются одновременно и покупателями ее продукции (как, например, в случае выпуска товаров потребительского назначения или продуктов питания), то поведение акционеров зависит от двух факторов. С одной стороны, являясь собственниками, акционеры стремятся к увеличению дивидендов, которые представляют собой их доход, что достижимо при росте цены товара (эффект дохода). С другой стороны, как покупатели данного товара они стремятся к сокращению цены, поскольку это дает возможность купить больший объем товара (эффект цены). Таким образом, интересы максимизации прибыли приходят в противоречие с интересами покупателей. Совокупный результат не соответствует точки максимума прибыли, а оптимизирует благосостояние акционеров как собственников и как покупателей. Соответственно и объем выпуска будет отличаться от выпуска, максимизирующего прибыль: если эффект цены преобладает, то фирма будет производить слишком много данного товара и продавать его по более низким ценам; если эффект дохода преобладает, то фирма будет производить слишком мало товара и продавать его по очень высоким ценам.

Цели индивидуального собственника

Целями индивидуального собственника можно считать:
• Максимизация полезности при выборе между денежным доходом, получаемым от работы, и временем отдыха
Денежный доход и время отдыха являются экономическими благами для индивида (в отличие от работы, которая представляет собой анти-благо, так что увеличение продолжительности труда должно компенсироваться увеличением денежного дохода). Поэтому кривые безразличия для этих двух видов благ представляют собой кривые безразличия "нормального" вида: имеют отрицательный наклон и выпуклы к началу координат.

Цели управляющих
Целями управляющих являются:
• Максимизация совокупной выручки (объема продаж)
Управляющие, как правило, стремятся сохранить и упрочить свое положение на фирме. Одним из методов укрепления собственного положения управляющего на фирме является максимизация совокупного объема продаж, поскольку именно на основе расширения или сокращения выпуска собственники фирмы, от которых зависит положение управляющего, делают вывод о качестве его работы. Так как фирма может выпускать несколько разнородных товаров одновременно, то изменение объема продаж легче всего проследить на основе изменения совокупной выручки.
Отрицательные черты снижения объема продаж, ограничивающие выбор подобного варианта поведения менеджеров, заключаются в следующем:
o Возникает эффект снежного кома: сокращение (даже временное) объема продаж ведет к снижению популярности фирмы в целом у потребителей.
o Изменяются отношения фирмы с банками и рынком капитала: снижение выпуска означает снижение доверия к фирме как к благонадежному заемщику, что уменьшает возможности фирмы по использованию денежных средств рынка капитала и, следовательно, сокращает в целом финансовые ресурсы фирмы.
o Сокращение выпуска и продаж ведет к потерям дистрибуторов и некоторых каналов сбыта, что в конечном счете может выразиться в снижении маркетинговой и сбытовой эффективности фирмы.
o Возможным следствием сокращения доли рынка фирмы вследствие уменьшения объема сбыта является потеря ею монопольной власти.
o В результате уменьшения объема выпуска фирма становится уязвимой к изменению деловой ситуации в экономике и в большей степени подверженной колебаниям экономической конъюнктуры.
o Объем продаж является показателем деятельности фирмы для акционеров (особенно потенциальных). Следовательно, сокращение выпуска ведет к уменьшению объема инвестирования в данную фирму, а также может выразиться в падении курса акций фирмы на бирже.
Итак, мы видим, что переход от максимизации продаж к какой-либо другой цели, требующей сокращения выпуска, наталкивается на очень большие трудности, ставящие под угрозу положение фирмы в целом на рынке. Следовательно, трудно было бы ожидать, что такой переход осуществляется в краткосрочном периоде при нормальных условиях функционирования фирмы. Если фирма уже перепроизводит товар, то остановить ее могут только чрезвычайные обстоятельства (кризис и т.д.).

Цели работников
В свою очередь целями работников можно считать:
• Максимизация дохода одного работника
Как правило, целью работников является собственное благосостояние в виде дохода, который получает работник в результате вложения собственного труда в фирму. Если работники пользуются доминирующим положением на фирме, то совокупный результат ее деятельности будет нацелен на максимизацию дохода, получаемого каждым работником фирмы.

Бихевиористская концепция
До сих пор цели и задачи фирмы представляли собой прибыль или доходы от реализации, или рост, или удовлетворение персональных целей различных экономических агентов. Во всех этих теориях ключевым предположением является наличие какого-либо объекта, который должен быть максимизирован, т.е. максимизация выступает основной задачей фирмы.
Существует, однако, альтернативная теория, объясняющая поведения фирмы - бихевиористская. Согласно этой теории фирмы вообще ничего не максимизируют. Действия большинства менеджеров являются "удовлетворяющими".
При максимизации фирма постоянно имеет пути улучшения своего функционирования, и даже если поставленные цели достигнуты, она стремится к еще большему улучшению. Напротив, при удовлетворяющем поведении фирма вполне довольна достигнутым. Если поставлена цель иметь рост 3% или доходность вложенного капитала 15%, и эта цель достигнута, то стремление добиться еще более высоких показателей в этой области отсутствует.
Если поставленные цели не достигнуты, существует два варианта действий. Во-первых, менеджер может утверждать, что на рынке были неблагоприятные условия, а деятельность фирмы, хотя и не достигла запланированных показателей, была тем не менее нормальной. Иными словами, происходит пересмотр ранее поставленных задач в сторону их понижения. Скорее всего, это наиболее предпочтительный сценарий, особенно если акционеры довольны уровнем прибыли. Однако если прибыли сократились ниже определенного уровня и уже не удовлетворяют акционеров, то менеджерам придется принимать корректирующие меры, но только до того момента, пока не будут выполнены ранее поставленные задачи.
Большинство фирм претворяют множественные задачи или цели в следующих областях:
• получение прибыли (повышение ставки дохода на вложенный капитал);
• реализация продукции или услуг (рост оборота или увеличение доли рынка);
• производство (достижение данного уровня мощности или определенного уровня затрат на производство единицы продукции);
• финансы (достижение устойчивого потока денежной наличности);
• наличие запасов продукции (обеспечение соответствующего уровня запасов или проблема затоваривания).
В пределах одной организации различные группы служащих имеют различные приоритеты в достижении целей. Чтобы добиться успеха, менеджеры фирмы должны допускать разумные компромиссы и поступаться одними целями в интересах достижения других. Например, одностороннее решение только производственных задач, очевидно, может вступать в конфликт с целями в различных областях: реализации продукции (если уровень производства превышает рыночный спрос), наличия запасов (если склады затоварены непроданной продукцией), финансовой (если наличные средства фирмы заключены в непроданной продукции), связанной с прибылью (если в целях реализации произведенной продукции приходится снижать цены ниже себестоимости).
Именно неформальные группировки, возникающие в пределах организации, играют важную роль в определении ее задач и целей. Таким образом, одностороннее достижение только одной цели не может характеризовать поведение современной корпорации. Эмпирическое подтверждение этой точки зрения получено в ходе проведенного исследования задач ведущих шотландских компаний (см. таблицу 1).


Заключение
Итак, мы рассмотрели разные варианты поведения фирмы на рынке в зависимости от того, какие цели возникают у пользующегося преобладающим влиянием на фирму экономического агента, а также проанализировали возможные конфликты целей, которые присущи современной фирме. Насколько реальны эти цели? Существуют ли фирмы, поведение которых действительно соответствует достижению этих целей? На данный вопрос можно дать такой ответ: названные цели скорее следует рассматривать в качестве факторов, ограничивающих основную цель фирмы - максимизацию прибыли, чем как самостоятельные мотивы поведения фирмы. Если интересы какой-либо группы лиц (экономических агентов) внутри фирмы окажутся преобладающими в силу тех или иных причин, фирма будет вести себя соответствующим образом (как отмечено в альтернативных целях). Однако с точки зрения экономической системы в целом, такое поведение производящего агента не является оптимальным, поскольку только максимизация прибыли дает одновременно и минимизацию издержек (при условии, конечно, свободной конкуренции на рынке). Поэтому фирмы, не преследующие цель максимизации прибыли, оказываются потенциальными кандидатами на уничтожение - в них зреют конфликты, которые способны их погубить.
С другой стороны, максимизация прибыли представляет собой объективно нейтральную цель, которая стоит выше интересов отдельных экономических агентов на фирме. Ее достижение уравнивает в правах всех действующих лиц. Эта цель подобна стремлению к росту пирога. Каковы бы ни были индивидуальные интересы, в любом случае всем участникам экономического процесса выгодна большая совокупная величина пирога, чем меньшая. Хотя, безусловно, остается проблема раздела пирога, но даже при наихудшем раскладе маленькая относительная доля экономического субъекта при большом абсолютном размере делимого выражается солидной величиной, которая способна и удовлетворить его. Максимизация прибыли сглаживает противоречивые интересы внутри фирмы, что позволяет ей нормально существовать.


Список использованной литературы
1) Альбеков А.У., Согомонян С.А.. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
2) Белоусова Е.А., Валевич Р.П., Давыдова Г.А., и др. Экономика предприятий торговли -Мн.: БГЭУ, 2006.
3) Байнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производства: Учеб. пособие. -Мн.: БГУ, 2006.
4) Горфинкель В.Я., Швандар В.А.Экономика предприятия, ред. - ЮНИТИ, 2004.
5) Карлик А.Е., Добрин Г.Н., Белов А.М. Экономика организации (фирмы). Практикум., - Инфра-М, 2008.
6) Раицкий К.А. Экономика предприятия. Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2006
7) Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия, фирмы). - Экономистъ, 2005.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: